Клуб айкидо "СЭНСИН" для взрослых и детей   (Санкт-Петербург)                       
 
8-931-310-63-35  До встречи на татами! 

Интервью Игоря Братчикова (руководитель клуба "Сенсин").

  1. Сколько времени прошло с начала занятий, прежде чем вы получили черный пояс? Как менялось ваше восприятие айкидо?

- Экзамен на шодан я сдавал в 2010 году. Соответственно получается, что с начала занятий к тому времени прошло около пяти лет. Тренировался я много. В секции, тогда это так называлось, тренировки были 5 дней в неделю в двух группах. Начинающая и продолжающая. Какой то период я посещал занятия в обоих группах. Наверное на уровне около 3- 2 кю. Старался не пропускать. Помню, во время поездки в Японию узнал, что там в одном додзё тренировки 2 раза в неделю. Было как то трудно принять что такой невысокий тренировочный темп тоже возможен. По поводу изменения восприятия - такой большой вопрос, даже не знаю как ответить сжато. Первое ощущение того, что кое что стало получаться, появилось при появлении новичков в группе через год наверное. Видя, как они заморачиваются с тем, куда повернуться, куда поставить ногу, какой рукой двигаться, понял, что меня занимают уже другие вопросы в технике. Затем помню, постоянно старался встать в пару с партнером уровнем повыше. Стремился подглядеть у них понятые ими секреты. Благо они и сами не старались их скрывать, а охотно делились. Следующим наверное этапом можно назвать, когда стал вставать в пару с черными поясами и получалось и страховку верную сделать, и технику неплохо провести, и темп выдержать. Или что то из этого. Следующий, наверное этап, это когда перестал путаться в техниках, входах. Движения стали читаться, сливаться, разнообразные атаки потеряли свою разницу, если можно так сказать. Стал наверное, видеть движение целиком. Сколько прошло к этому периоду времени? Наверное ближе уже к шодану, или позже. И собственно, с этого периода только и началась та самая, " настоящая" учёба. Когда немного стал понимать как учиться. Перешел в первый класс школы, что ли.

 

  1. Какие шиханы в наибольшей степени повлияли на ваше становление в айкидо? Кого вы можете выделить особо?

-Во время моих занятий в додзё как ученика, особого выбора мастеров не было. Сегодня я, глядя на широкие возможности у начинающих айкидок, кучу семинаров разных мастеров, проводящихся в городе и за пределами, думаю что это было не ограничение, а своего рода благословение. Я тренировался у Бастракова Валерия Валерьевича, ныне президента федерации айкидо Хабаровского края. Курирующим сенсеем являлся тогда и по настоящее время, Имамура Тацунори сенсей. Ежедневные тренировки под руководством Валерия Валерьевича вспоминаю с благодарностью. Его умение донести понимание движения, позитивный подход, настрой на вдумчивое изучение и создание дружелюбной и рабочей атмосферы на татами стараюсь реализовывать в занятиях, которые сейчас веду сам. Имамура сенсей для меня один из величайших мастеров. Так как длительное время я не отвлекался на другие подходы и методики, рос под его наблюдением, если можно так сказать, это помогло закрепить глубокое понимание и любовь к базовым движениям. Учусь у него до сих пор, хотя понимаю, что сейчас акцент в моем обучении сместился и я наблюдаю за теми " мелочами" на которые когда-то не обращал внимание.

В поездке в Японию познакомился с Ишигаки сенсеем, побывав на его тренировках. Он приоткрыл и наверное, дал возможность взглянуть на технику под новым углом. Занятие в Хомбу на тренировке Моритэру Уесиба вспоминаю до сих пор. Тогда и по сей день для меня он является своего рода эталоном динамичных и красивых движений. Если говорить о сенсеях, вдохновлявших меня своей техникой, нельзя не назвать Стивена Сигала. Хоть и моё знакомство с его айкидо было ограничено его фильмами и парой роликов, кочевавших на СД-дисках.

  1. Как вы относитесь к занятиям с оружием в айкидо?

- Очень позитивно расцениваю практику с традиционным оружием в айкидо. Еженедельные занятия( как это было в моей практике) здорово ставят базовые движения тела. Ноги, руки. Понимание тайминга и ма-ай( правильной дистанции). Единственное, я считаю, что увлекаться чересчур именно мечем или дзё не достигнув определенного понимания в айкидо, не стоит. Движения с оружием должны продолжать и укреплять обычную тренировку, без оружия. Если увлечься традиционной техникой боя с оружием, можно несколько уйти в сторону от движений айкидо. Лучше изучать айки-кен и айки-дзё. Очень хорошо эти разделы изучены и методически включены в общую тренировку в нескольких школах айкидо, у Имамуры сенсея в том числе. В своё время я довольно продолжительно занимался с друзьями школы Ивама рю, отрабатывая движения с дзё и бокеном. Считаю этот период полезным для своей практики айкидо.

                                                                                                                                                             

  1. С какого возраста, по-вашему, стоит начинать заниматься детям?

-Как я уже говорил, сам я начал занятия спортом с 7 лет. Для более раннего возраста просто в то время не проводились детские спортивные занятия. Я считаю, всё индивидуально. Нет шаблона и клише, под который можно было бы " причесать" всех. Какой то ребенок готов к занятиям в группе и с 5 летнего возраста, а некоторые и к 8 годам очень рассеянны и не собраны. Во первых, надо понимать, что любые занятия единоборствами с детьми до 9 лет это всё же больше ОФП с элементами того или иного вида, в зависимости от инструктора. Ожидать от ребенка каких то достижений несправедливо и я бы даже сказал, вредно. Этим грешит большой спорт. Заточенность на " результат", отсев " неспособных", " слабых". Чем хорошо айкидо для детей, так это как раз направленность на индивидуальное развитие каждого ребенка. Уход от сравнений с другими, измерения достижений методом абсолютных оценок. Поэтому, если ребенок более-менее самостоятелен, готов к общению с группой сверстников, не тушуется, способен побыть в обществе другого взрослого( тренера), воспринимать его задания, этого уже может быть достаточно для принятия решения отдать ребенка в группу айкидо. Остальное зависит от инструктора. Если родители принимают его как наставника для своего ребенка, доверяют его чутью и опыту, видят в нем любовь к детям и доброту, тогда стоит попробовать.

  1. Как айкидо повлияло на вашу повседневную жизнь, характер, мировоззрение?

-Очень интересный вопрос. Неоднозначный и очень субъективный. Я могу ответить что я стал таким то и таким то, а окружающие скажут что я таким и был. Или привести в пример другую мою деятельность и сказать что именно она оказала влияние. Попробую ответить как я ощущаю.

Как мне кажется, с первых дней занятия айкидо начинают приносить гармонию в жизнь. Это может отразиться на отношениях с близкими, окружением. Старшие товарищи, с более длительным опытом тренировок всегда производили на меня впечатление позитивных, спокойных, уверенных в себе людей. Наверное постепенно эти качества начинают больше преобладать в личности человека.

Жизнь начинает выглядеть менее агрессивной и несправедливой. Желание конфликтовать все чаще сменяется новым пониманием, включающим более терпимое, сострадательное отношение к людям, ситуациям.

В жизни при принятии решений больше начинаешь отталкиваться от другой стороны, не от себя, своих желаний. Появляется стремление к более взвешенному, комплексному подходу к взглядам на ситуации, уход от поспешных, основанных на эмоциях действий. Это все про качества, которые конечно же приносят в жизнь больше разумности и сбалансированности. Сейчас я все больше понимаю, что айкидо воспитывает дух, такой, который творит мир на земле. И он нужен нынешнему времени.

  1. Есть ли у вас любимые техники?

-Честно говоря никогда не задавал себе такой вопрос. Немного поразмыслив, могу попробовать описать технические предпочтения мои на сегодня. Мне очень нравятся базовые движения. И какие то " любимые" они у меня становятся на какой то период, пока более углубленно изучаю их, открываю в них новые грани, пока есть ощущение погружения в суть движения. Сегодня это ирими наге, шихо наге, кокю хо, кокю наге, как ни странно иккё. Сейчас мне интересно изучать более текучие движения, углубляться в понимание авасэ. До сих пор не ощущаю в себе тяги к комбинации вариаций и сложным, многоходовым техникам. Меня больше привлекает понимание " первое касание - оно же и вся техника". Хотя интерес поиграть с какими то новинками, появляющимися в мире айкидо есть, может быть как желание расширить возможности, границы собственной координации.

 9Почему, по-вашему, нужно учувствовать в семинарах по айкидо?

-Мое воспоминание о первом семинаре, который я посетил очень живо. Это было очень впечатляюще. Тогда мне показалось, что он полностью перевернул всё моё предыдущее, такое небольшое на тот момент, понимание айкидо. Семинар - это прорыв. Это возможность выйти за рамки сложившихся клише в технике. Те кто не посещают семинары, со временем приходят к некому " выгоранию" на мой взгляд. Они упираются в стену, за которую можно пройти, поменяв взгляд, сделав что то не так как привык. Семинар дает для этого отличную возможность. Выслушать объяснение, увидеть демонстрацию другого инструктора, мастера. Попробовать новый подход, а может и новые движения. Постоять в паре с другими людьми, выше или ниже своего уровня. Причем это может быть одинаково полезно, не только работать с черными поясами. Семинар это всегда другая нагрузка. Определенное испытание. И они бывают разные. Обычно, материал с семинара всплывает на тренировках, открывается ещё длительное время. Может даже и полгода. Единственное, никогда нельзя уповать на одни только семинары. Частить, часто посещать разных мастеров для начинающих может быть не очень полезно с методической точки зрения. Они могут запутаться в подаче и немного утерять нить, по которой их ведет инструктор, проводящий регулярные тренировки. Поэтому я всегда за то чтобы количество регулярных тренировок в разы превышало количество семинарских часов. Чтобы было время протестировать полученное, понять как это соотносится с уже изученным, наработать необходимый навык.

  1. Что дает айкидо детям?

-Насчет детей и айкидо я уже говорил. У меня есть отдельная статья на эту тему. Недавно прочитал мнение, что для детей айкидо менее полезно чем бокс или борьба, например. Не могу согласиться с автором. В моем детстве присутствовали и бокс и борьба, тогда не было айкидо. И это было ограничением. Далеко не каждому ребенку хочется колошматить друг друга. Сетования на недостаток методики преподавания айкидо для детей - по моему это просто поверхностный взгляд на этот вопрос.

Во первых, могу с уверенностью сказать: то что предлагает спорт, особенно нынешний, нашим детям - далеко не для каждого ребенка. Заточенность на результат, " натаскивание" на определенные движения. Требование постоянной демонстрации роста достижений - это спорт. А также развитие конкурентного мышления, нацеленности на достижение нормативов, победы в соревнованиях - это формирование определенной жизненной модели, на мой взгляд не самой лучшей. Особенно, если родители увлечены( как правило больше самих детей) этой гонкой за " медалями". Но это отдельная тема.

Айкидо кроме развития координации, силы, ловкости, что уже немаловажно, дает детям умение жить процессом. Не превращать свою жизнь в погоню за целями( по большей части - ложными). Ценить общение и взаимодействие со сверстниками, уметь находить выход из конфликта, а не создавать его. Я иногда наблюдаю, как ребенок ведет себя неверно в группе. Пытается получить желаемое силой, агрессивен, мстителен. Приходится обучать его другим моделям поведения и умению владеть своими эмоциями.

Во вторых, ребенок соприкасается с системой воспитания духа, его уверенность в себе, своей способности создавать свои результаты, умение общаться с другими детьми растет с количеством занятий. Если вы не готовите из своего ребенка суперагента, может быть ему и не нужны изнуряющие прогрессирующие нагрузки и бесконечные спарринги.

Кстати о самообороне. Большинство родителей хотят чтобы ребенок преуспел в этой дисциплине, занимаясь айкидо. Научился защищать себя. Я с уверенностью могу сказать, что если занятия ведет достаточно зрелый инструктор, он сможет привить ребенку необходимые для его возраста навыки и помочь развить необходимое присутствие духа. А это по моему даже главнее, чем сами технические навыки. Если ребенок не уверен в себе и теряет самообладание при первой агрессии в его адрес, никакие навыки ему не помогут. Это внутреннее самоощущение ребенка кстати зависит напрямую от того, насколько с ним считаются в семье, насколько внимательны к его переживаниям, какой у него контакт с родителями. Если с этим проблемы, инструктор сталкивается с трудной задачей. И тогда успех в развитии ребенка опять же зависит от того, насколько он вообще видит и понимает эти обстоятельства и стоящую перед ним задачу.

  1. Имеет ли значение возраст в айкидо?

-Возраст в айкидо имеет значение только относительно. Если у вас никогда не было спорта в вашей жизни и вам уже под 50, а вы решили заняться айкидо, необходимо учитывать ваше нетренированное состояние и постепенно расширять границы ваших возможностей. Не далее как вчера я общался со знакомым, которому 65 и он тренируется. 15 лет назад он пришел в айкидо и я помню с каким усердием он тренировался, несмотря на возраст. На свой 3й дан он сдавал уже около 60 лет и до сих пор вспоминает как достижение этот продолжительный экзамен. Большинство людей в возрасте после 30 приходят в айкидо уже с багажом какого- нибудь спорта, иногда после травм, и это только придает ещё большее удовлетворение и ценность тренировкам. Более юным айкидокам может быть чаще хочется динамичных движений, нон-стоп тренировок, состязательности. Людям постарше может быть ближе методичное и углубленное изучение, процесс тренировки как самопознание. Но в паре им бывает интересно увидеть свои ограничения, раскрыть какие то зацикленности, поучиться друг у друга. Для себя как для инструктора я вижу задачу дать возможность каждому получить ответ на свой запрос.

 

  1. Что вы можете сказать по поводу бытующего мнения о неэффективности айкидо в реальной схватке?

- Вечный спор, если можно так сказать, чьё "кунг-фу" лучше. Мне кажется, он идет от неверного понимания сути айкидо и пренебрежения духом айкидо. У меня есть друг, который в далёкие 90-е преподавал айкидо и получал многочисленные вызовы от инструкторов других направлений единоборств " померяться силами". Он принимал эти вызовы, и, я должен сказать, это было опасное занятие. Ребята сходились в полный контакт и без каких либо ограничений в правилах. Он не проиграл ни одной схватки, а их было больше десятка. Заканчивались они как правило травмами.

Бытующие пересуды идут от переноса тренировочной ситуации в условия противостояния. А этого в принципе не будет. Достаточно хорошо владеющий таймингом и техникой мастер способен нанести серьезный урон агрессору. И поэтому такие проверки не приветствуются. В такой схватке нет правил. И она может закончиться очень печально. В моем понимании, айкидо - это умение избежать столкновения, а не выиграть в нем.

  1. Какие рекомендации вы могли бы дать начинающим айкидокам?

-Я уже давал по тексту какие то советы начинающим. Попробую не повторять их. Во первых, верить в себя и проявлять настойчивость. Поначалу какие то болевые ощущения, усталость могут влиять на настрой. Вдруг обыденность, жизненные перипетии начинают заслонять собой тренировки. В такой момент необходимо волевое усилие для доставки себя в зал и участия в тренировке. Обычно, это вознаграждается сразу же после занятия чувством гармонии и улучшением самочувствия. Просто сделать из тренировок приоритет, который не подвержен никаким обстоятельствам.

Во вторых, всегда оставаться новичком. Иногда, освоившие какие то движения ребята, или достигшие какого то уровня, начинают заниматься не самопознанием на тренировке, а поучением своего партнера. Отставить в сторону, как бы ни хотелось, свое желание давать советы и сконцентрироваться на своей технике в роли тори и своем укеми в роли уке. А также стараться взглянуть на предлагаемое упражнение " как в первый раз", видеть именно то, что показывают, а не то, что кажется знаешь. И выполнять именно с этим акцентом и именно так. Это особенно трудно бывает на тренировках у других инструкторов, на семинарах.

Стараться использовать возможность постоять в паре с партнером выше уровнем и учиться у него. Не бояться, для него это тоже опыт и как правило в таких случаях более опытные партнеры помогают начинающим.

  1. Если бы вы могли задать вопрос Морихею Уесибе, что бы это был за вопрос?

-Мне трудно представить такую ситуацию. Наверное я бы постарался спросить его что он мне бы порекомендовал для лучшего постижения айкидо.

И я готов бы был следовать этим рекомендациям неукоснительно.

 

 

Айкидо на Комендантском: 
Проспект Испытателей, 33
 
Айкидо  в Озерках:
Проспект Энгельса, 126/1 
 
Айкидо на Академической (дети):
Улица Гжатская, 22/4