Клуб айкидо "СЭНСИН" для взрослых и детей   (Санкт-Петербург)                       
 
8-931-310-63-35  До встречи на татами! 

Айкидо. Почему у меня не получается?

Я сам занимаюсь довольно давно и с удовольствием, но с вынужденными и долгими перерывами. Поэтому формальные аттестации проходил нерегулярно.

За это время я успел сменить несколько клубов, пройти большую часть пути к первому дану и начать все с самого начала.  Я побывал на множестве семинаров у разных мастеров и у меня сложился свой определенный кругозор.

И я заметил одну особенность. То, что показывает мастер всегда выглядит просто, изящно и всегда работает. Но повторить за ним удается лишь немногим. Даже тот, кто давно практикует не всегда может это сделать. И у него появляется естественный вопрос: “Почему у меня не получается?”.

В чем же тут дело?

Вообще, айкидо уникально по своей сути. Оно очень сложное в техническом плане, как может показаться на первый взгляд. И в то же время очень простое, если знать его принципы.

Для новичка многие техники кажутся вычурными и трудно выполнимыми. Он видит как технику выполняет инструктор, видит ее внешнюю сторону  и пытается повторить.

И зачастую то, что у него получается в результате-совсем не похоже на то, что показал инструктор. Он недоумевает, ведь искренне старался повторить то, что увидел.

Или другой вариант. Продвинутый ученик, который успешно занимается уже долгое время и освоил базовые техники. Он чувствует себя уверенно в своем клубе, успешно сдает экзамены. Но вот он идёт на семинар, где встречается с представителями других клубов, другой техникой, другим уровнем подготовки. Кто-то выше ростом, кто-то существенно крупнее и тяжелее. И вот уже те самые техники, которые так хорошо знакомы нашему герою ( как ему казалось) перестают работать. Он напрягается, старается изо всех сил, но ничего не выходит. Сенсей на семинаре объясняет нюансы техники, правильные движения ног и рук. Окрылённый новыми знаниями наш герой возвращается в свой клуб и думает, что узнал “секретное” движение, которое показал мастер, и теперь то все точно получится. Но не тут то было! Проходит какое то время, а техника получается через раз и не на каждом. Это обескураживает…

Или так. Вы с вашим учителем участвуете в семинаре именитого шихана. Вот шихан приглашает вашего учителя на татами и предлагает ему выполнить технику на себе.

И ваш учитель, который обладает обширными знаниями и блестящей техникой, который безупречно выполняет все приемы на занятиях ничего не может сделать. А шихан лукаво улыбается и говорит: “ Расслабься! Это очень просто!”. Это ещё больше запутывает нашего героя.

Так в чем же дело? Почему, даже у тех, кто долго практикует случаются проблемы? Почему шихан с лёгкостью выполняет техники на уке, которые вдвое выше и тяжелее его?

Это происходит потому, что в каждой технике айкидо заложен ряд глубоких принципов. Несоблюдение хотя бы одного из них сделает выполнение техники невозможным или сильно исказит ее смысл. Такая техника не сработает. 

 

 

Представьте, что вы нашли старую лампу, потерли ее и появился джин. Джин предложил исполнить несколько ваших желаний. И вы попросили у него новый айфон. Джин понятия не имеет, что это такое. Вы показали ему картинку, он посмотрел на нее и создал для вас айфон из чистого золота. Внешне он идеально похож, но внутри это просто кусок металла. От такого телефона мало толка. Внешне красиво, но никуда нельзя позвонить. Как телефон он бесполезен. Так же и с техниками айкидо. Без понимания и соблюдения базовых принципов внешнее копирование движений бесполезно.

Что же это за принципы? Давайте разбираться.

 

Центр.

Мы часто слышим от наших учителей:”движения от центра” или “контролируйте центр вашего уке”. Что же это значит?

В японской культуре и в будо- центр или сейка танден (точка внизу живота, под пупком)- это источник энергии Ки человека. Если вы действуете от центра, то движения будут мощными и наполненными энергией. Для начинающего это довольно сложные понятия.

В более простом понимании- танден-это центр тяжести человека. Если вы двигаетесь от центра тяжести, то на уке действует вся масса вашего тела. Работают большие группы мышц, работают ноги. Эти мышцы во много раз сильнее, чем руки. Выполнение техники будет намного проще.

В то же время нужно контролировать не только свой центр, но  и воздействовать на центр вашего уке, на его позвоночник, а не на его руки. Именно позвоночник является осью вашего уке. Именно от позвоночника зависит положение тела уке в пространстве. Это позволит вам эффективно вывести его из равновесия и выполнить технику. Не думайте об атаке, о захвате, о руках. Сосредоточьтесь на позвоночнике. Ваш центр должен взаимодействовать с центром противника. Остальное-технические детали, и они имеют второстепенное значение.

 

Обьединение или айки.

Айкидо уникально ещё и потому, что это принципиально новый способ взаимодействия с агрессией. До него их было всего два: или убежать т.е. уйти от агрессии или ответить на нее силой. Айкидо дало нам третий путь. Не бежать и не воевать, а принять атаку, объединиться с ней и нейтрализовать. Принцип “бей или беги” заменили на принцип любви и непротивостояния.

Основная идея айкидо- избежать борьбы или конфронтации. Если вы применяете физическую силу-значит делаете что-то не так. Именно поэтому сенсей всегда говорит:”Расслабься! Не напрягай плечи!”.

Чтобы не бороться с противником-нужно понять направление движения его силы и не противостоять, а следовать ему! Не против него, а вместе с ним. Это избавит вас от необходимости применять силу самому. Вы просто берете силу движения противника и перенаправляете ее в нужном вам направлении. Важно помнить об этом всегда.

 

Расслабленность и собранность.

Если понаблюдать за мастерами айкидо- кажется что выполнение техники не вызывает абсолютно никаких трудностей. Движения естественны, тело расслаблено, даже если уке намного превосходит его по размерам. Так оно и есть. К этому нужно стремиться. При правильном исполнении техники не требуют напряжения мышц. Напротив, напряжение мышц вредит правильному исполнению.

Как часто вы столкнувшись с тем, что не можете выполнить технику или сдвинуть уке с места начинаете изо всех сил упорствовать и пыхтеть. Плечи напрягаются, дыхание задерживается. Знакомо?

Если вы напрягаетесь, то это даёт уке дополнительную опору. К тому же как только вы напрягаетесь, уке мгновенно чувствует возможность контрвоздействия. Это рефлекс. Так устроена нервная система человека.

А если вы не даёте точки опоры противнику, он не  сможет применить к вам силу и воздействовать на вас.

Однако когда новичка просят расслабить руки, он с радостью выполняет эту команду и его рука повисает как плеть, полностью лишённая какой либо силы и наполненности. Такой рукой невозможно ни на кого воздействовать и энергия по ней не передается. Это другая крайность, от которой тоже нужно воздерживаться.

Наш скелет имеет множество суставов и в каждом из них есть определенная степень свободы. Ограничивая эту свободу с помощью  легкого напряжения мышц мы можем выполнять какие-то действия, стоять, ходить и при этом совсем не прилагая усилий. Но если парализовать мышцы, отключить их -человек просто упадет.

Представьте, что у вас заглохла машина. Вы остановили попутную машину и попросили вас отбуксировать. Если трос будет стальным (нерастяжимым, не имеющим свободы), то как только буксир тронется с места- в тот же миг и ваша машина тоже поедет. То есть энергия мгновенно передастся от буксира вашей машине.

А если трос будет резиновый? Буксир уже поехал, но до тех пор, пока трос полностью не растянется и не лишится запаса свободы-ваша машина не сдвинется с места.  Передачи энергии не произойдет.

Поэтому во время практики айкидо тело ваше должно быть расслаблено и не закрепощено, но в то же время собрано и не расхлябано.

Дистанция или маай.

Это выбор правильной дистанции для начала взаимодействия с уке.

Если вы слишком далеко или слишком близко от уке, то не сможете эффективно взаимодействовать с ним и сохранять свою позицию устойчивой и расслабленной.

Причем дистанция важна не только в пространстве, но и во времени. Правильный тайминг необходим. В схватке на мечах опоздав на одно мгновение можно потерять жизнь.

Ваша реакция на атаку должна быть своевременной. Не рано и не поздно.

 

Ирими.

Принцип прямого входа в атаку. Когда кто-то атакует вас и вы видите как вам в голову летит удар- первая реакция это отпрянуть назад, чтобы избежать атаки. Это рефлекс, это естественно для обычного человека. Но с точки зрения боевых искусств-это очень опасное действие, так как вы рискуете пропустить удар, принять его на себя. К тому же взаимодействовать с атакой в точке ее максимальной силы очень сложно и неэффективно.

Поэтому айкидо учит принципу ирими. Ирими-это решительный и быстрый вход прямо навстречу атаке.

Вместо столкновения с силой укэ “в лоб” вы двигаетесь навстречу ему, параллельно линии атаки под «безопасным углом». Используя ирими, вы перемещаетесь в безопасное для себя положение и можете использовать силу атаки вашего уке. Никогда не ждите когда атака наберёт полную силу и достанет вас. Входите навстречу атаке.

 

Расслабленная готовность или заншин.

“В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным.” Миямото Мусаси. Книга пяти колец.

Заншин довольно сложное понятие в японских боевых искусствах и само включает в себя множество принципов. Но если попытаться объяснить простыми словами, то это расслабленная готовность. И в равной степени это относится и к телу, и к состоянию вашего ума.

Представьте себе самурая, который только что рассек надвое своего врага. После нанесения решающего удара он не начинает насвистывать, почесываться или бежать вприпрыжку. Он некоторое мгновение остаётся неподвижен. Он довел дело до самого конца и в этот момент остаётся готов к чему угодно. Возможно появятся другие враги. Его тело и ум готовы к любому развитию событий и его ничем не смутить.

Заншин это полная концентрация внимания на происходящем вокруг (не на чем-то одном, а на всем), состояние полной ежесекундной готовности к действию. Когда тело готово, а сознание свободно от мыслей и эмоций и идеально восприимчиво к любым сигналам.

Если понаблюдать за мастером каллиграфии или живописи суми-е, то можно увидеть, что кисть продолжает движение даже тогда, когда отрывается от поверхности бумаги. Мастер доводит каждое движение до конца.

В практике айкидо тоже важно все доводить до конца, а не говорить себе:” Ну это я уже знаю!”, и бросать на пол пути, не завершив технику должным образом. Нет ничего несущественного. Это справедливо и для тори и для уке. Каждый должен доводить дело до конца.

 

Таи сабаки или перемещения.

Всем знакомы базовые передвижения ирими и тенкан. Это основа. Простые по сути движения, на которых построены все техники айкидо. Ни одна из них невозможна без выполнения правильного входа. До тех пор, пока вы не окажетесь в правильном положении относительно вашего уке- делать что либо бессмысленно. Или будет не эффективно или опасно. Поэтому важно правильно перемещаться. Вообще многие мастера говорят, что техники выполняются в большей степени ногами, нежели руками. Следите, как двигаются ноги мастера. Следите за тем, что делают ваши ноги.

 

Выведение из равновесия или кузуши.

Представьте, что вы идете и несёте в руках тяжёлый поднос. Поскальзываетесь на банановой кожуре и падаете. Что произойдет с подносом? Вы выпустите его из рук и уроните. Это происходит потому, что во время падения мозг старается обеспечить падающему максимально безопасное приземление. Ничего другого он уже не контролирует. Это рефлекс.

Выведение из равновесия-один из важнейших принципов. Лишив противника равновесия вы лишаете его силы.

Попробуйте ударить кого-то стоя на роликах)

Вам наверняка ни раз приходилось наблюдать как новичок терзает руку своего уке, пытаясь сдвинуть его с места, а уке никак не реагирует. Уке удобно стоит, он устойчив и не позволяет провести технику.

Задача тори лишить уке устойчивости, тогда он потеряет контроль над захватом или положением своего тела и его без усилий можно отправить туда, куда вам нужно.

Кузуши присутствует в каждой технике.

 

Дыхание или кокю.

Правильное дыхание очень важно. Оно позволяет действовать из центра.

Если ты неправильно дышишь, ты неправильно практикуешь. Мастера на семинарах показывают множество техник на крупных уке и делают это легко и во время выполнения продолжают объяснять. То есть дыхание все время ровное. Улыбка на лице и никакой одышки. А теперь вспомните себя на экзамене)

Как только вы задерживаете дыхание-вы напрягаетесь мышцы и наоборот- если вы чрезмерно напряжены, вы задерживаете дыхание. Наблюдайте за своим дыханием и это поможет оставаться расслабленным.

 

 

 

Прямая спина.

На семинарах мы сталкиваемся с большим количеством старших учеников разных уровней в хакамах. Издалека все похожи. Но как отличить мастера? Самое первое, что бросается в глаза-это прямая спина и свободные плечи. Вы никогда не увидите мастера айкидо, даже очень преклонного возраста со сгорбленной спиной!

Попробуйте сгорбиться или наклониться и быстро выполнить тенкан. Не получится. Вы потеряете равновесие.

Позвоночник-это ось всего тела. А ось должна быть прямой. Иначе вокруг нее невозможно вращение. А в айкидо большинство движений круговые. Следите за своей спиной.

 

Контроль.

Несмотря на то что айкидо-это искусство мира, это всё-таки боевое искусство. Морихей Уесиба говорил: “Изначальная цель будо-убить человека одним ударом”. Многие айкидоки забывают о том, что занимаются боевым искусством и не воспринимают занятия всерьез. Не доводят технику до конца, не держат крепкий захват и т.д. Уке в свою очередь не атакует, не пытается контратаковать или показать такую возможность. В результате такой практики оба теряют связь с реальностью. Им кажется, что техника работает. Но это иллюзия.

Необходимо контролировать уке в каждый момент выполнения техники от входа до удержания. Не терять ощущения связи с ним. И помнить о том, что малейшая потеря контроля чревата контратакой.

 

Укеми.

Укеми это не только умение хорошо и безопасно упасть. В более широком смысле-это искусство быть уке.

Нельзя воспринимать роль уке как повинность и стараться побыстрее закончить и стать тори. Так вы лишите себя половины вашей практики.

Правильное укеми учит одновременно и уке и тори. Учит сохранять связь, учит правильно взаимодействовать, более тонко понять технику.

Уке должен быть искренним. Его атака не должна быть имитацией. В атаку вкладывается энергия и сила. Она не обязательно должна быть быстрой. Но слитной и наполненной- обязательно! Иначе тори не с чем работать. И Айкидо не произойдет) А произойдет взаимное разочарование.

Будьте благодарны вашему уке за то, что он даёт вам возможность учиться!

 

Работа с оружием.

Оружие-это неотъемлемая часть айкидо, его корни. И даже если вы по большей части занимаетесь без оружия необходимо помнить то чему оно вас учит. Большинство техник айкидо произошло от работы с оружием.Движения при работе с оружием и без практически одинаковы. Но оружие не прощает ошибок. Если вам непонятна какая-то техника без оружия, возьмите в руки боккен или дзе и повторите ее. Ошибиться будет намного сложнее вы сразу поймете суть техники и свои ошибки. Очень многие мастера рекомендуют ежедневно практиковать субури-одиночные упражнения с мечом. Это приучает к правильной работе рук, ног, дыханию. Выполнив 1000000 взмахов мечом многие вопросы у вас отпадут сами собой.

Когда у вас в следующий раз не получится какая-то техника - подумайте, а все ли принципы вы соблюдаете? Понимание базовых принципов существенно облегчит вашу практику если вы в самом начале пути. Однако саму практику ничто заменить не сможет! Практикуйтесь как можно больше и с удовольствием!

 

Богданов Антон. 3кю.

Айкидо на Комендантском: 
Проспект Испытателей, 33
 
Айкидо  в Озерках:
Проспект Энгельса, 126/1 
 
Айкидо на Академической (дети):
Улица Гжатская, 22/4